102. Заявление о своей системе ценностей, последовательность
и справедливость учителя -
условия его успешности.

Рулев М.А., 03.01.2008

http://faraday215.ru/docs/102.%20MR%20Zayav.html

На Главную


В настоящее время работа учителя оценивается неоднозначно. Согласно одному мнению, она уважаема и значима, но низкооплачиваема. Согласно другому – и низкооплачиваема, и непрестижна. Конечно же, Министерство образования и науки реформирует систему образования. Изменение системы оплаты труда, сути и структуры образовательного стандарта, думается, могут способствовать повышению уровня оплаты труда учителя и поднять престиж преподавания в глазах общества.

При этом одни подобные внешние воздействия не смогут произвести необходимые внутренние изменения в сознании учителя. Для прогресса необходима постоянная работа педагога над собой, над своим личностным развитием.

Во время урока никакие методики не смогут достичь нужного результата, если преподаватель не владеет основами педагогической психологии и не определился с собственной педагогической позицией. Во время урока приходится принимать множество решений, основанных как на собственном жизненном опыте, так и на особенностях конкретного класса и каждого отдельно взятого ребенка. Отсюда понятно, почему так велик порой процент педагогического брака. Учителя ошибаются именно потому, что не опираются в принятии решений на собственную систему ценностей, проявляют непоследовательность и часто несправедливы к учащимся. В качестве примера рассмотрим способ создания рабочей обстановки на уроке.

Собственная система ценностей сильно облегчает процесс принятия решений. Предположим, на первом уроке в новом классе возникает посторонний шум, мешающий образовательному процессу. Если учитель сразу спокойно объяснит учащимся, что, по его мнению, во время выполнения задания должно быть тихо, спокойствие может быстро восстановиться. Если же оно будет снова нарушено, учитель выявит конкретных возмутителей спокойствия и лично попросит их не шуметь. Обычно этого хватает для создания нормальной рабочей обстановки. Если же отдельные учащиеся продолжают шуметь, с ними необходимо провести соответствующую работу после уроков, добиваясь принятия и выполнения требований преподавателя.

Создав необходимые условия для эффективной работы в классе, теперь необходимо проявлять последовательность, поддерживая порядок. Любая попытка нарушить ход урока должна вежливо, но настойчиво пресекаться. Работу в этом направлении нужно вести регулярно, ежеурочно. Если при этом ваши уроки интересны ученикам, позволяют им хорошо усваивать материал и получать высокие отметки, то рабочая обстановка в ходе учебного процесса будет обеспечена.

Пресечение попыток нарушения дисциплины должно происходить на основании принципа справедливости. Например, со стороны четырех учащихся раздается шум. Учитель подходит к ним, но выяснить конкретного зачинщика не может. Некоторые учителя могут устроить сцену и наказать любого из этой четверки. Но наш педагог ограничится замечанием и продолжит урок. При этом на этих учащихся он будет поглядывать внимательнее. Снова возникает шум. Учитель делает паузу, выявляет конкретного зачинщика шума и действует по отработанной схеме, но теперь уже обращается к конкретному учащемуся. Поскольку требования справедливы, ученик прекращает нарушать дисциплину и спокойно воспринимает наказание. При этом учитель делает замечание, критикуя поведение ученика, а не его личность.

Из всего изложенного следует ряд важных выводов:

1. Заявление о своей системе ценностей позволяет всем окружающим понять, как будет реагировать учитель на те или иные события.

Мировоззрение не является далеким от нас научным понятием. Оно определяет  нашу жизнь, наши привычки, наш кодекс чести. Учитель, заботясь о ходе учебного процесса, стремится донести свое идеальное видение до коллег и учеников. Конечно же, он это делает не в виде выступления на площади 1 сентября :-). Такая декларативность может только испортить дело.

Просто во время разрешения тех или иных ситуаций преподаватель спокойно комментирует свои действия, часто прибегая и к предупредительным действиям, предвосхищая то или иное развитие событий. При этом он обязательно соблюдает принцип последовательности.

2. Последовательность высказываний и действий необходима учителю для того, чтобы он мог принимать мгновенные решения, адекватные сложившейся ситуации.

Если он систематически выполняет задуманное, добиваясь выполнения собственных планов и способствуя достижению учениками поставленных целей, вокруг него создается определенная аура. Это не аура непогрешимости и безгрешности, но среда, пропитанная уверенностью в своих силах и верой в успех коллег и учеников. Случаются ошибки, изменяются планы, возникают форс-мажорные обстоятельства. Но эти ситуации не рассматриваются как помехи. Они – очередной этап в достижении четко поставленной стратегической цели.

Отсюда и немедленное реагирование, и легкость в принятии решений. Перед глазами как учителя, так и учеников, стоит большая конечная цель. Поэтому, реагируя на текущие события, все участники учебного процесса сверяются с конечной целью, опираясь на понятную всем систему ценностей. Никто не сомневается в справедливости принятых решений.

3. Справедливость поступков учителя является основанием для выбора наиболее верного действия, для варьирования реакции от неприкрытой жесткости в наказании до необычайного восторга в похвале.

Если всем понятна система ценностей учителя, который последовательно воплощает в жизнь свои планы к радости и удовольствию окружающих, желающих учиться и развиваться, то в этом случае адекватно будут восприняты и похвала, и порицание.

Участник образовательного процесса, знавший о конечной цели и системе ценностей учителя, но, тем не менее, сознательно пошедший на нарушение заведенного порядка, готов принять самое серьезное наказание. Что особенно важно, он не будет держать обиды лично на учителя, поскольку в этом случае он имеет дело с учителем как должностным лицом. При этом от учителя как от должностного лица может последовать наказание, но как от человека – добрые советы, как исправить положение.

Таковы, по моему мнению, основы плодотворной и счастливой работы педагога в самых различных школах с самыми разными ребятами.

Уважаемый коллега! Не будьте флюгером. Вы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. И не солнышко – всех не обогреете! Вы – это Вы! Поэтому подумайте, что для Вас важно, вспомните моменты, в которые вас охватывала непоколебимая уверенность: да, так и надо! Отыщите внутри себя свой профессиональный и личностный стержень, очистите его от возможной пыли и ржавчины, чтобы он заблестел, заискрился и чтобы свет от него увидели все: ученики, коллеги, администрация.

Самое главное – уважайте себя, развивайтесь и верьте в свой великий педагогический потенциал!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.msk.ru